Хотел бы осветить некоторые моменты, связанные с написанием (сочинением) стихов. Сразу оговорюсь, что все нижеизложенное, это мое личное мнение, которое никому не навязываю.
Так или иначе, для того, чтобы произведение начало передаваться из уст в уста, оно должно было нести в себе важную информацию и представлять для культуры своего народа некую ценность. Произведения, не имевшие ценности в глазах народа, или со временем утратившие ее, забывались людьми, ибо не были востребованы и потому не передавались из уст в уста следующему поколению. Те же произведения, которые были востребованы, переживали много поколений, вплоть до тех времен, когда были записаны благодаря развившейся к тому времени письменности.
Но ритмизация текста не исчезла полностью. Просто поменялось ее назначение и роль в культуре. В большинстве своем неграмотный народ по-прежнему рассказывал на распев свои легенды, пел песни, однако с ростом грамотности устное народное творчество отодвигалось на второй план, уступая место творчеству письменному. И в итоге записывать стали все подряд. Было ли произведение важным, не было ли, оно могло попасть на бумагу и растиражировано как и любое другое. Народ утратил возможность самолично определять, жить ли произведению века, или исчезнуть в безызвестности. Вместо него это определяли те, кто записывал и хранил записи с этими произведениями, будь то летописи, или бухгалтерские книги. Как правило, на этом историческом этапе произведения так или иначе контролировались властью того времени. Возникала и крепла цензура.
С развитием общей грамотности и технического прогресса, стало возможным тиражировать записи с произведениями, ибо появились читатели, владеющие грамотой. Так возникли сначала самописные, а потом и отпечатанные газеты, журналы, брошюры, книги и т.д. И в этот самый момент, когда восприятие произведения с листа стало привычным, ритмизованные тексты преобразились собственно в поэтические, то есть такие, в которых ритмизация и распевность уже выполняла роль только декорирующую, украшающую произведение, как рама картину.
Однако же, стоит признать, что не все произведения лишены того ценного, что может нести их идея и замысел автора. Нужно лишь помнить, что кроме "рамы" должна быть еще и "картина", которая и есть самое ценное.
Привожу неполный список авторов, которых полезно и важно читать и перечитывать:
Надеюсь, что мое скромное мнение, отраженное в данной статье, найдет отклик в ваших сердцах и заслужит ссылку в ваших закладках.
Откуда пошла поэзия
Ритмизация текста, что собственно и есть одной из отличительных черт поэзии, пошла с глубоких седых времен, когда письменности еще не было, или владели ей далеко не все. При помощи ритмизации текста человек научился запоминать важную информацию, которая передавалась устно из поколения в поколение с минимальными искажениями, а то и вовсе без них. Согласитесь, выражение "из песни слов не выкинешь" актуально в любые времена. Древние времена не были исключением, ритмизованные тексты, иначе говоря - распевные произведения или песни, выполняли роль устной летописи в виде преданий, легенд, а также были кладезем мудрости в виде сказок, сказаний, од и т.д., вплоть до поговорок, прибауток и частушек. В таком виде информация переживала десятки и сотни поколений без существенных изменений, неся в себе суть мысли первоисточника - сказителя, мыслителя, мудрого правителя, или просто безымянного автора, сложившего изначальное содержание.Так или иначе, для того, чтобы произведение начало передаваться из уст в уста, оно должно было нести в себе важную информацию и представлять для культуры своего народа некую ценность. Произведения, не имевшие ценности в глазах народа, или со временем утратившие ее, забывались людьми, ибо не были востребованы и потому не передавались из уст в уста следующему поколению. Те же произведения, которые были востребованы, переживали много поколений, вплоть до тех времен, когда были записаны благодаря развившейся к тому времени письменности.
Переломный момент в развитии поэзии
С тех самых пор, когда произведения начались записываться, отпала необходимость в ритмизации текстов для их запоминания. Стало можно записывать тексты, не ритмизируя их, ибо теперь их "помнила" бумага, папирус, глиняная дощечка или береста. Так, собственно, родилась проза. Но об этом как-нибудь в другой раз.Но ритмизация текста не исчезла полностью. Просто поменялось ее назначение и роль в культуре. В большинстве своем неграмотный народ по-прежнему рассказывал на распев свои легенды, пел песни, однако с ростом грамотности устное народное творчество отодвигалось на второй план, уступая место творчеству письменному. И в итоге записывать стали все подряд. Было ли произведение важным, не было ли, оно могло попасть на бумагу и растиражировано как и любое другое. Народ утратил возможность самолично определять, жить ли произведению века, или исчезнуть в безызвестности. Вместо него это определяли те, кто записывал и хранил записи с этими произведениями, будь то летописи, или бухгалтерские книги. Как правило, на этом историческом этапе произведения так или иначе контролировались властью того времени. Возникала и крепла цензура.
С развитием общей грамотности и технического прогресса, стало возможным тиражировать записи с произведениями, ибо появились читатели, владеющие грамотой. Так возникли сначала самописные, а потом и отпечатанные газеты, журналы, брошюры, книги и т.д. И в этот самый момент, когда восприятие произведения с листа стало привычным, ритмизованные тексты преобразились собственно в поэтические, то есть такие, в которых ритмизация и распевность уже выполняла роль только декорирующую, украшающую произведение, как рама картину.
Мама мыла раму
Грамотность в народе росла, культура развивалась, развивалась и поэзия. Развитие поэзии склонялось, в том числе, к усовершенствованию приемов "декорации" текста. И пришло к тому, что "рама" в "картине" стала цениться чуть ли не более самой "картины". Родились такие приемы декорации текста, как акростих и палиндром. Это практически уже "рама" ради самой "рамы", где "картины" может и не быть вовсе. Кроме этого, в угоду "раме" стали гнобить так называемую глагольную рифму, считая ее моветоном. Злоупотреблять рефреном, пестрить внутренней рифмой, зажимать произведение в рамки (опять таки) сонета и другие "канонизированные" формы стихосложения. В итоге появляются произведения, в которых смысла мало, а то и вовсе нет, зато написано витиевато, с "завитушками". Бывает и так, автор напустит дыму с претензией на глубокомысленность, украсит произведение рифмами, размерами, дерзкими аллегориями и претендует на гениальность. И это, к слову сказать, присутствует сплошь и рядом.Однако же, стоит признать, что не все произведения лишены того ценного, что может нести их идея и замысел автора. Нужно лишь помнить, что кроме "рамы" должна быть еще и "картина", которая и есть самое ценное.
Божья дудка
Именно так говорят о людях, кто пишет прекрасные слова о вечных ценностях. Так говорил о себе великий русский поэт Сергей Александрович Есенин. Без опасения ошибиться, так же можно сказать о другом великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине. С ними в один ряд можно поставить целый список других великих русских поэтов.Привожу неполный список авторов, которых полезно и важно читать и перечитывать:
- Агния Барто
- Александр Блок
- Александр Полежаев
- Александр Пушкин
- Александр Радищев
- Александр Твардовский
- Алексей Плещеев
- Алексей Толстой
- Анна Ахматова
- Аполлон Григорьев
- Аполлон Майков
- Арсений Тарковский
- Афанасий Фет
- Борис Пастернак
- Валерий Брюсов
- Варлам Шаламов
- Василий Тредиаковский
- Велимир Хлебников
- Вероника Тушнова
- Вильгельм Кюхельбекер
- Владимир Маяковский
- Владислав Ходасевич
- Вячеслав Иванов
- Гаврила Державин
- Геннадий Шпаликов
- Даниил Хармс
- Дмитрий Веневитинов
- Евгений Боратынский
- Зинаида Гиппиус
- Иван Бунин
- Иван Крылов
- Иван Тургенев
- Игорь Северянин
- Иннокентий Анненский
- Иосиф Бродский
- Константин Бальмонт
- Константин Батюшков
- Константин Ваншенкин
- Лев Мей
- Леонид Мартынов
- Максимилиан Волошин
- Марина Цветаева
- Мария Петровых
- Мирра Лохвицкая
- Михаил Кузмин
- Михаил Лермонтов
- Михайло Ломоносов
- Николай Асеев
- Николай Гумилёв
- Николай Карамзин
- Николай Клюев
- Николай Некрасов
- Николай Огарёв
- Николай Рубцов
- Николай Тряпкин
- Николай Языков
- Ольга Бертгольц
- Осип Мандельштам
- Павел Васильев
- Пётр Вяземский
- Самуил Маршак
- Саша Чёрный
- Сергей Есенин
- Сергей Михалков
- Фёдор Глинка
- Фёдор Сологуб
- Фёдор Тютчев
- Эдуард Багрицкий
- Юнна Мориц
- Юрий Кузнецов
- Яков Полонский
- Ярослав Смеляков
Найти и почитать их произведения можно здесь.
Надеюсь, что мое скромное мнение, отраженное в данной статье, найдет отклик в ваших сердцах и заслужит ссылку в ваших закладках.
Комментариев нет:
Отправить комментарий